И еще раз про соединение проводов: Скрутка или зажим Ваго? Продолжение.

Продолжение статьи “Зажимы wago и медная скрутка- сравнение”.

Сейчас я вам объясню каким образом я определил что соединение проводов скруткой лучше чем с помощью Ваговских зажимов и почему для этого пришлось через эти два соединения пропускать очень большой ток- около 80 ампер.

На своем сайте я неоднократно расказывал и показывал на видео как я соединяю провода в распредкоробках при монтаже электропроводки в доме, например вот в этом видео:

Я не сторонник современных зажимов типа Wago, хотя и не противник- применяю сам только при определенных условиях:

1. Допустимый ток нагрузки должен быть меньше чем указано на зажиме на одну ступень. То есть если на ваговском зажиме указано допустимый максимальный ток 20А, то я на эту цепь ставлю автомат на 16А, не более.

2. Распредкоробку, где провода соединены с помощью этих зажимов никогда не замуровываю, она должна всегда быть доступна для обслуживания. Хотя по правилам распредкоробки вообще всегда должны быть доступны, но на практике не всегда получается выполнить это условие…

Поэтому я использую Ваго только в цепях освещения на небольшую нагрузку. В остальных случаях применяю соединение проводов скруткой с последующей сваркой.

Считаю это очень надежным соединением, даже испытание проводил- сравнивал скрутку (без сварки!) и зажим типа Ваго:

Переходное сопротивление у скрутки оказалось ниже чем у Ваго при одном и том же токе- что означает более качественное и надежное соединение.

На это видео приходит очень много комментариев, где люди которые я бы так сказал- далеки от электрики- возмущаются “Зачем подавать ток 80 ампер если медь 2,5 кв.мм расчитана максимум на 27?!”

На это я хочу ответить так. А каким образом я еще могу определить качество соединения если у меня нет такого прибора что бы измерить сопротивление тысячных долей ома и даже меньше?

Ведь при соединении качественной скруткой сопротивление в этом месте соответствует с практически сопротивлению цельного провода!

Тогда я решил так. Если предположить что одно из соединений лучше, а другое- хуже, то в этом случае сопротивления будут разными. А что такое это- сопротивление в соединении двух проводов?

А это не что иное как так называемое “переходное” активное сопротивление, а раз это- активное сопротивление, то при прохождении по нему электрического тока оно будет нагреваться и чем больше ток- тем больше нагрев.

И чем выше по значению переходное сопротивление (то есть чем хуже контактное соединение двух проводов)- тем выше будет падение напряжения и соответственно- сильнее нагрев в этом месте.

Вот фото при испытаниях- измерял при одинаковом токе температуру у соединений с помощью пирометра, вот это у ваговского зажима:

А это- температура у соединения проводов с помощью скрутки:

Как говорится- комментарии излишни))

Можно представить переходное сопротивление как обычную нихромовую проволоку, включенную в разрыв двух медных проводов.

А сейчас представьте что соединения проводов с помощью скрутки- это длинная нихромовая проволка, а соединение с помощью Ваго- короткая нихромовая проволка.

Тогда более длинная нихромовая проволока будет выделять больше тепла чем короткая при одинаковом значении электрического тока за счет того что на ней выделяется бОльшая тепловая мощность (согласно формулы P=UI).

А раз больше тепла- то выше нагрев и соответственно температура в соединении. Поэтому в моем примере соединение скруткой будет нагреваться сильнее.

А на самом деле при испытании скрутки и Ваго получилось совсем наоборот.

Вот что стало с ваговским зажимом к концу испытаний:

При ВСЕХ прочих РАВНЫХ условиях соединение проводов с помощью зажима Ваго нагревалось и плавилось сильнее!

Из этого следует вывод: переходное сопротивление у Ваго выше или простыми словами- у ваговского зажима соединение проводов хуже чем у скрутки.

И этот вывод помог сделать именно очень большой ТОК, в несколько раз превышающий номинальный для Ваго!

Почему большой?

Да потому что если ток будет лишь немного выше допустимого- эффект плавления изоляции непосредственно возле скрутки или Ваго не увидеть!

Изоляция бы начала плавиться по всей поверхности провода от высокой температуры меди, так как возле самого соединения медь успевала бы охлаждаться окружающим воздухом.

А при большом значении протекающего через провод электрического тока (практически сопоставимым с токами КЗ- короткого замыкания в электропроводке) та часть медного провода находящаяся в контакте с ваго или скруткой нагревается сильнее, а чем дальше от соединения- тем провод становится холоднее.

Таким образом я без всяких электроизмерительных приборов смог определить какое соединение лучше- скруткой или через зажим Ваго.

Выводы для себя я сделал следующие: если надо очень надежное соединение по принципу “сделал и забыл” то это только скрутка с последующей сваркой.

Вот еще фото с тепловизора. Сначала измерял скрутку (напоминаю- все условия одинаковые-ток, время прохождения и т.д.):

А вот температура у соединения проводов с помощью зажима типа Wago:

Так что выводы делайте сами, дорогие электрики и домашние мастера! Не важно где вы живете, если вы работаете электриком, например Электрик Киев, вам по роду деятельности все равно придется делать выбор в пользу того или иного способа соединения проводов, надеюсь моя статья поможет вам сделать правильный выбор.

Вот такими практическими знаниями я и хотел поделиться с вами, уважаемый читатель моего сайта, надеюсь я понятно объяснил смысл моего эксперимента по проверке двух соединений- скрутки и ваговского зажима.

Буду рад вашим комментариям, если есть какие то технические вопросы- то прошу задавать их на форуме, именно там я отвечаю на вопросы- ФОРУМ.

Подписывайтесь на мой видеоканал на Ютубе!

Смотрите еще много видео по электрике для дома!

Узнайте первым о новых материалах сайта!

Просто заполни форму:

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Комментариев: 166

  1. Что лучше для передвижения по городу: бронетранспортер или леговушка? Не перегружайте и используйте по назначению и все будет работать. Клеммы Ваго — надежные при условии правильного использования. За 15 лет каждодневного применения и обслуживания ни разу не горели!

  2. Сергей говорит, что:

    Что лучше для передвижения по городу: бронетранспортер или леговушка? Не перегружайте и используйте по назначению и все будет работать. Клеммы Ваго — надежные при условии правильного использования. За 15 лет каждодневного применения и обслуживания ни разу не горели!

    Человек не понимает о чем пишет и что такое номинальный ток, площадь теплового рассеивания. Надо было написать что то, написал, а подумать и нормально признать то что написано на клеммнике не сумел.

  3. Сергей, как Вы считаете, достаточно ли будет заменить сварку на пайку?
    И насколько долговечно соединение пайкой? Не разрушается ли оно со временем?

  4. @ Юрий:
    Заменить на пайку можно, соединение не разрушиться, если при пайке будете использовать нейтральный флюс.

  5. @ Юрий:
    Пайка разрушается, когда ее выполняет человек не разбирающийся в ее выполнении. Я не так давно читал “сказку” что паять нельзя соединения в автомобилях и мотоциклах из-за вибрации. Есть разные типы припоев и флюсов. Содержание олова и свинца в разных припоях разное и некоторые не допустимо применять при эксплуатации в низких температурах – становятся хрупкими и разваливаются.

  6. Не являясь профессиональным электриком, но будучи инженером, позволю себе высказать собственное мнение по теме.
    Качество электрического соединения необходимо оценивать не сразу, а по прошествии времени, учитывая условия эксплуатации.
    Чем на мой взгляд хорош контакт Ваго (при условия наличия внутри герметизирующей смазки)? Предположу, что качество контакта со временем меняться не будет, а если будет, то незначительно. Каковы его недостатки (по моему мнению) – малая площадь контакта, что имеет значения при закритических (пусть и кратковременных) режимах работы. Что с ним там произойдет – одному богу известно. И что тогда делать? Лезть везде менять их, или жить как на вулкане?
    Что касается скрутки. Она всем хороша, пока свежая. Площадь контакта – несравненно больше, чем у Ваго, но со временем медь окисляется…
    А вот если соединение пропаять, смыть остатки флюса, а потом как следует соединение герметизировать, то меня никто не убедит в том, что это хуже Ваго.
    Ваго быстрее – это точно. Для домовых линий освещения – подойдет лучше всего. Для силовых цепей – лично я говорю им “нет” и потому, что считаю, что соединение должно обеспечивать полноценную нагрузку, которую обеспечивает используемый провод. Мы для силовых цепей обычно берем ВВГ НГ сечением 2, 5 мм. кв. Этот провод держит 30А (6,6 квт). Вот и давайте сравнивать соединения для таких условий… В общем – думайте сами, решайте сами.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>