Главная » База знаний электрика » cosφ, холостой ход и ассинхронный двигатель

cosφ, холостой ход и ассинхронный двигатель

Мне много приходит писем от моих читателей и посетителей сайта, спрашивают совета, интересуются как лучше поступить в том или ином случае когда возникают затруднения в электрике для дома.

Частенько задают вопросы и по теории электротехники. Я конечно не профессор и досконально всего не знаю по теории, но в свое время у меня были хорошие преподователи по ТОЭ и хорошо “вдолбили” мне базовые знания, да я особо и не сопротивлялся)))

Поэтому на несложные вопросы могу ответить что и делаю сейчас.

В одном из писем меня спрашивают: “Почему у ассинхронного двигателя на холостом ходу низкий косинус фи?”

Отвечаю:

Потому что вся энергия, которую двигатель забирает из сети расходуется на 99% на создание магнитного поля внутри движка- намагничивание статора, создание вращающегося магнитного поля, в роторе наводится ЭДС, происходит сцепление двух магнитных полей и т.д.

Это- реактивная энергия.

Вспомним формулу косинуса фи:

 

По сути косинус фи (cosφ) служит показателем потребления реактивной энергии.

Сosφ показывает соотношение активной мощности к полной.

Если активная энергия (Р) расходуется на создание полезной работы, например электродвигатель приводит в движение вал токарного станка, то реактивная энергия (Q) расходуется только на создание магнитного поля.

На холостом ходу значение полезной (активной) мощности близко к нулю, а следовательно и значение косинуса фи- минимальное.

В номинальном режиме работы электродвигателя, когда к его валу подключена соответствующая наргузка, его cosφ=0,75÷0,95.

На холостом ходу- cosφ=0,08÷0,15

Поэтому и выбирают электродвигатель так, что бы он соответствовал мощности нагрузки, иначе КПД у двигателя будет низким и cosφ тоже, что приводит к излишним тратам электроэнергии.

Приведу пример: никто не будет подключать на бытовой наждак трехфазный двигатель мощностью 30 кВт если можно обойтись движком на 1-1,5кВт.

Если это сделать то такой мощный двигатель будет работать вхолостую и потреблять при этом большой ток на создание электромагнитного поля. При этом он будет зря нагружать сеть питания реактивным током, что в свою очередь приводит к увеличению потерь в проводах линии ВЛ.

Поэтому cosφ у электродвигателя должен быть максимальным.

Узнайте первым о новых материалах сайта!

Просто заполни форму:

 

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

 

Отзывов: 23 на «cosφ, холостой ход и ассинхронный двигатель»

  1. Елена пишет:

    Сайт мужской. Удачи вам в продвижении сайта.


  2. Владимир пишет:

    Большое спасибо за интересную и содержательную статью! Давно не читал ничего подобного.


  3. Георгий пишет:

    Точная и грамотная статья, спасибо большое=) Приглашаю с удовольствием и на свой сайт.


  4. Vitalik пишет:

    Стоящая вещица =)


  5. Владимир пишет:

    в книгах по эл. технике приводилось немного другое обьяснению термина cosф


  6. Светлана пишет:

    Поздравляю с Днем Смеха, желаю улыбок, радости, веселья. Запастись чувством юмора и приобрести запас отличного настроения на весь 2012 год!

    ПЕРВОЕ АПРЕЛЯ –
    День весёлый смеха.
    Может, Вы разыграны
    Будете с успехом…

    Вы не обижайтесь
    Сегодня на друзей!
    А шуткой озорною
    Ответьте им скорей!


  7. Сергей пишет:

    Кого, блин, так волнует холостой ход асинхронного двигателя? Электроэнергию бережёт, или собрался подстанцию на дому открывать?


  8. Елена пишет:

    Слава Богу, у меня есть кому электрикой заниматься.


  9. Sergey пишет:

    Про двигатели тема интересная. Надо выбирать согласно потребностям. Хотелось бы почитать о том как подключить двигатель к сети. Спасибо!


  10. Дмитрий пишет:

    А как же с преобразователями частоты? У них ведь при частотно токовом способе регулирования поток намагничивания ограничивается, то есть ток ограничивается при маленьком скольжении, а следовательно и косинус фи должен ограничиваться.


  11. admin пишет:

    Как это можно ограничить косинус?! =-O
    Это же чисто соотношение активной мощности- к полной. Вот мощность я еще понимаю- можно ограничить.
    О каком ограничении тока намагничивания вы говорите? При частотном способе изменяется частота, только и всего.
    Мощность на валу остается прежней? Прежней. И из сети движок потребляет соответствено нужную мощность, так что косинус фи и преобразователь частоты тут совсем не причем.


  12. Дмитрий пишет:

    Да, верно. Я говорю про промышленный привод следящий асинхронный глубокорегулируемй ( с датчиком обратной связи- по скорости и по току) *CRAZY* .Там меняется не только частота но и ограничивается ток при маленьком скольжении. Я имел ввиду, что потери мощности можно снизить- или нет? (если регулировать не только частоу но и ток).


  13. admin пишет:

    А про какие ПОТЕРИ мощности вообще речь идет?
    У двигателя есть определенная ПОЛНАЯ мощность, которую он развивает- номинальная, предельная в кратковременном режиме и на холостом ходу.
    Естественно что косинус при этом меняется- в предельном режиме он максимальный, так как двигатель выполняет максимально- возможную полезную работу и потребляемая из сети энергия преобразуется в АКТИВНУЮ по максисуму.
    Самый низкий косинус- при ХХ двигателя.
    При изменении частоты даже с датчиком обратной связи- меняется всего лишь скорость вращения и на потери мощности в двигателе никак не влияет.
    Если вы имеете ввиду ВООБЩЕ про потери энергии при работе электродвигателя, то она выделяется в виде тепла от нагрева обмоток и подводящих кабелей и упомянутый вами промышленный привод на это тоже не влияет.
    Даже если с помощью частоты ограничивать ток, а следовательно и частоту вращения при изменении нагрузки, то реактивная составляющая останется все равно неизменной- согласитесь, на намагничивание магнитопровода статора надо будет строго дозированный реактивный ток, неизменный по величине.
    То есть с помощью частоты регулируется всего лишь скорость вращения и не более того.
    На косинус фи влияет нагрузка на валу электродвигателя. Вот как то так =)


  14. Руслан пишет:

    КПД при этом вообще нулевое.


  15. Руслан пишет:

    @ Сергей:а что вас деньги совсем не волнуют?


  16. Alexandru пишет:

    Правильно ли я понел что:
    cos ф = P/S,где P=U*I
    a S=?


  17. admin пишет:

    нет, P=cos ф*U*I а S=U*I


  18. Лев пишет:

    А что такое S в формуле косинуса? Я так и не понял до конца что вообще есть такое косинус фи. Правильно я понимаю, что это по сути есть разница между реактивной мощностью и активной?


  19. Саня пишет:

    Здравствуйте! Если можно ответе на такой вопрос, ленточная пилорама с эл.двигателем 3 фазы на 7.5 кВт и вторая такая же только с 15 кВт эл.двигателем, какая разница будет в кВт по счетчику если распилить одинаковые бревна? Не может же быть в два раза? Ведь 15 кВт движку легче пилить и быстрее.

    Если я не в ту тему влез, то может быть новую открыть (перенести вопрос)
    Спасибо!


  20. Роман г.Канск пишет:

    @ Лев:
    S = полная мощность, состоящая из P(активной) и Q(реактивной)
    cos f – это грубо говоря показатель нагрузки двигателя на его валу . . .
    разница есть – активная мощность для полезной работы эл. машины
    реактивная – для намагничивания статора эл. машниы
    сам студент, возможно неправильно что 8)


  21. admin пишет:

    Согласен))


  22. иван пишет:

    здравствуйте у меня такая проблема – на типографии установлены печатающие машины газетные. оборудование мощное и проблема с косинусом 0.64 показания .из за этого приходят штрафы .в систему 380 вольт подключены конденсаторы но ничего не меняется .какая проблема может быть ? может конденсаторы вышли из строя ? подскажите в чем может быть еще причина .спасибо заранее с ув. Иван


  23. admin пишет:

    Здравствуйте, может ёмкость конденсаторов недостаточна для компенсации реактивной мощности?


Ваш отзыв

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>